Портфолио учащегося

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 25 города Крымска муниципального образования Крымский район

 

  УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

МБОУ СОШ №25

от 31.08.2015 № 188-од

 

Положение

о портфолио обучающегося Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №25 города Крымска муниципального образования Крымский район

 

  1. Общие положения.
  • Настоящее Положение о портфолио обучающегося Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №25 города Крымска муниципального образования Крымский район (далее Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями), приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
  • Настоящее Положение определяет порядок формирования, структуру и использования портфолио обучающегося Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №25 города Крымска муниципального образования Крымский район (далее – образовательная организация) как способа накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося в период его обучения в начальной и основной школе.
  • Портфолио является способом фиксирования, накопления и оценки работ, результатов обучающегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени.
  • Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.
  • Портфолио обучающегося – это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных или несертифицированых индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая является составляющей рейтинга обучающихся.
  • Портфолио служит для сбора информации о продвижении обучающегося в учебной деятельности, для оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего и основного общего образования, отвечающих требованиям стандарта к основным результатам начального общего и основного общего образования, для подготовки карты представления обучающегося при переходе на вторую или третью ступень обучения.

 

  1. Цели и задачи составления Портфолио
  • Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития обучающегося, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
  • Основными задачами составления Портфолио являются:
  • поддерживать и поощрять высокую учебную мотивацию обучающихся;
  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
  • развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;
  • формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
  • учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий обучающихся начальной общей и основной общей школы.
  • закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;
  • укреплять взаимодействие с семьей обучающегося, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности с образовательной организацией;
  • активно вовлекать обучающихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
  • Портфолио реализует следующие функции образовательного процесса:

Диагностическую: фиксируются изменения и рост показателей за определенный период времени.

Целеполагания: поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом.

Мотивационную: поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию в достижении положительных результатов.

Содержательную: максимально раскрывает спектр достижений и выполняемых работ.

Развивающую: обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу.

Рейтинговую: показывает диапазон и уровень навыков и умений.

 

  1. Порядок формирования портфолио
  • Портфолио обучающегося является одной из составляющих системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО и ООО и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс и 10 класс средней школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.
  • Период составления портфолио – 1-5 года (1-4 классы начальной общей школы и 5-9 класс основной общей школы). Портфолио оформляется в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях и/или в электронном виде.
  • Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое заполнение и знакомство родителей (законных представителей), администрации образовательной организации с его содержанием возлагается на классного руководителя.
  • Портфолио хранится в школе в течение всего пребывания ребенка в ней. При переводе ребенка в другое образовательной учреждение портфолио выдается на руки родителям (законным представителям) вместе с личным делом ребенка.
  • В формировании Портфолио участвуют: обучающиеся, классные руководители, учителя-предметники, педагог-психолог, администрация образовательной организации, родители (законные представители).
  • Учащиеся с помощью родителей или их законных представителей:
  • осуществляют заполнение разделов Портфолио «Мой портрет» и «Портфолио работ»;
  • оформляют Портфолио в соответствии с утвержденной структурой в папке с файлами;
  • соблюдают при оформлении систематичность и регулярность ведения, достоверность сведений, предоставленных в Портфолио, аккуратность и эстетичность оформления, разборчивость при ведении записей, целостность представленных материалов, наглядность;
  • могут презентовать содержание своего Портфолио на классном собрании, на родительском собрании, на педагогическом совете, на общешкольной ученической конференции и т.п.
  • Учащийся имеет право включать в портфолио дополнительные материалы, элементы оформления с учетом его индивидуальности, что позволяет им развивать самостоятельность, брать на себя ответственность.
  • Классный руководитель:
  • оказывает помощь обучающимся в процессе формирования Портфолио;
  • проводит информационную, консультативную, диагностическую работу с учащимися и их родителями (законными представителями) по формированию Портфолио;
  • осуществляет посредническую функцию между учащимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения Портфолио;
  • осуществляет контроль за наполняемостью и правильностью заполнения Портфолио;
  • обеспечивает учащихся необходимыми формами, бланками, рекомендациями;
  • оформляет итоговые документы.
  • Учитель-предметник:
  • проводит информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию Портфолио;
  • организует проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету;
  • разрабатывает и внедряет систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету;
  • проводит экспертизу представленных работ по предмету;
  • осуществляет помощь в подборе литературы для подготовки рефератов и творческих работ обучающихся, выполняемых в рамках элективных курсов и внеурочной деятельности
  • пишет рецензии, отзывы на учебные работы.
  • Администрация образовательной организации:
  • разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение Портфолио;
  • распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности;
  • создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе оценивания;
  • осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфолио в практике работы образовательной организации;
  • организует работу по реализации в практике работы школы технологии Портфолио, как метода оценивания индивидуальных достижений обучающихся;
  • осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфолио в образовательной организации.

 

  1. Структура портфолио
  • Портфолио обучающегося начальной общей школы включает следующие разделы:
  • Титульный лист (содержит основную информацию: фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс, фото учащегося);
  • Раздел «Мой мир» (содержит информацию, которая важна и интересна для ребенка: «Мое имя», «Моя семья», «Мои увлечения», «Моя школа»);
  • Раздел «Моя учеба» (содержит заголовки листов посвященные конкретному школьному предмету, наполняется удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста чтения, творческими работами);
  • Раздел «Моя общественная работа» (включает мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности относятся к общественной работе (поручениям), оформляется с использованием фотографий и кратких сообщений на тему);
  • Раздел «Мое творчество» (помещаются творческие работы учащихся: рисунки, сказки, стихи, фотографии объемных работ);
  • Раздел «Мои впечатления» (помещаются творческие работы по итогам посещения музеев, выставок и т.п.);
  • Раздел «Мои достижения» (размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые листы успеваемости);
  • Раздел «Отзывы и пожелания» (размещается положительная оценка педагогом стараний учащегося);
  • Раздел «Работы, которыми я горжусь» (в начале учебного года проверяется портфолио, анализируется собранный в нем материал; менее значимые работы и документы извлекаются, а то, что представляет большую ценность, размещается в данном разделе);
  • Содержание
  • Портфолио ученика основной школы включает в себя следующие разделы:
  • Титульный лист;
  • Содержание (оглавление);
  • I раздел «Мой портрет»;
  • II раздел «Портфолио документов»;
  • раздел «Портфолио работ»;
  • раздел «Портфолио отзывов».
  • Содержание разделов.
  • Титульный лист содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс, контактную информацию и фото ученика и оформляется педагогом, родителями (законными представителями) совместно с учеником.
  • Раздел I «Мой портрет»: помещается информация, которая важна и интересна для ребенка. Данный раздел включает в себя: личные данные учащегося; информацию, помогающую обучающемуся проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания; описание целей, поставленных учащимся на определенный период, анализ их достижений.
  • Раздел II «Портфолио документов» включает в себя комплект сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений обучающегося.

B этом разделе помещаются:

  • результаты итоговой и промежуточной аттестации обучающихся;
  • листы индивидуальных достижений, отражающие уровень сформированных предметных и метапредметных результатов;
  • все имеющиеся у обучающегося сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения обучающихся в различных видах деятельности;
  • табели успеваемости;
  • грамоты, дипломы за участие в предметных олимпиадах различного уровня, конкурсах, конференциях и т.п.;
  • благодарственные письма.
  • Раздел III «Портфолио работ» содержит материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам, комплект различных творческих, исследовательских, проектных и других работ обучающегося, демонстрирующие нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

«Портфолио работ» может включать в себя:

  • перечень представленных обучающимся проектных, исследовательских, творческих работ;
  • проектные работы обучающегося;
  • исследовательские работы обучающегося;
  • описание экспериментов и лабораторных работ, выполненных учащимся;
  • результаты технического творчества обучающегося;
  • описание моделей, макетов, наглядных пособий, изготовленных учащимся, приборов, их фотографии;
  • статьи обучающегося из журналов и газет, издаваемых в школе и вне ее;
  • сочинения обучающегося;
  • работы по искусству;
  • аудио- и видеокассеты с записью выступления учащегося на уроке, школьной конференции, семинаре;
  • ведения о занятиях обучающегося в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах;
  • таблица «Мое участие в школьных и внешкольных мероприятиях», в которой учащийся фиксирует все виды творческой деятельности на протяжении установленного срока ведения портфолио и др.
  • Раздел IV «Портфолио отзывов» содержит характеристики отношения обучающегося к различным видам деятельности, представленные учителями, педагогами дополнительного образования, одноклассниками, им самим.

«Портфолио отзывов» может включать в себя:

  • перечень представленных отзывов и рекомендаций;
  • материалы самоанализа и самооценки; заключение о качестве выполненной работы;
  • рекомендательные письма;
  • благодарственные письма из различных органов и организаций и др.

 

  1. Оценивание портфолио
  • Портфолио обучающегося оценивается классным руководителем не реже 1 раза в год по следующим критериям:
  • Организация портфолио;
  • Факторы, отражающие понимание учебных предметов (расширение рамок урока: исследовательские работы, проекты, рефераты и т.д.);
  • Результативность деятельности и индивидуальный прогресс;
  • Систематичность и регулярность ведения портфолио;
  • Аккуратность, эстетичность оформления;
  • Наличие материалов рефлексии и самооценки.
  • Оценивание Портфолио обучающихся начальной общей школы:
Раздел Индикатор Баллы
Титульный лист, разделы «Мой мир», «Отзывы и пожелания», «Работы, которыми я горжусь», «Содержание» красочность оформления, правильность заполнения данных, эстетичность, наличие положительных оценок учителя стараний ученика, наличие фото 5 баллов — индикатор полностью соответствует требованиям;

3 балла — незначительные замечания

Раздел «Моя учеба» наличие проектов, творческих работ и т.д. 5 баллов — от 5 и больше работ по каждому предмету;

3 балла – 3-4 работы по каждому предмету;

1 балл – менее 3 работ по каждому предмету

Раздел «Моя общественная работа» наличие поручений, фото, сообщений и т.п. 5 баллов — наличие фото, поручений, красочных сообщений на тему (от5 и больше)

3 балла – наличие фото, поручений, красочных сообщений на тему (3-4);

1 балл – недостаточная информация, отсутствие фото, сообщений

Раздел «Мое творчество» наличие рисунков, фото объемных поделок, творческих работ 5 баллов – наличие от 5 и больше работ;

3 балла – количество работ составляет 3-4;

1 балл – недостаточная информация о творчестве ученика

Раздел «Мои впечатления» наличие творческих работ по итогам посещения музеев, выставок и т.д. 5 баллов – наличие творческих работ по итогам посещения музеев, выставок и т.д.;

1 балл – отсутствие данных работ

 

  • Оценивание Портфолио обучающихся основной общей школы:
Раздел Индикатор Баллы
Титульный лист, разделы «Мой портрет», «Портфолио отзывов», «Содержание» красочность оформления, правильность заполнения данных, эстетичность, наличие положительных оценок учителя стараний ученика, наличие фото 5 баллов — индикатор полностью соответствует требованиям;

3 балла — незначительные замечания

Раздел «Портфолио документов» наличие документов 5 баллов – наличие от 5 и более документов, подтверждающих индивидуальные достижения обучающихся;

3 балла – количество документов составляет 3-4;

1 балл – недостаточная информация о достижениях обучающегося

Раздел «Портфолио работ» наличие проектов, творческих работ, фото, сообщений и т.д. 5 баллов — от 5 и больше работ по каждому предмету;

3 балла – 3-4 работы по каждому предмету;

1 балл – менее 3 работ по каждому предмету

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *