Положение о ПМПк

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 25 города Крымска муниципального образования Крымский район

Положение

о порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №25 города Крымска муниципального образования Крымский район.

  1. Общие положения
  • Настоящее Положение о порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №25 города Крымска муниципального образования Крымский район (далее – Положение) разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации; Декларацией прав и свобод человека; Конвенцией ООН о правах ребенка; Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Законом Краснодарского края от 16 июля 2013 года № 2770-КЗ «Об образовании в Краснодарском крае», приказом Министерства образовании и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» приказа министерства образования и науки Краснодарского края от 30.09.2014 г. №4303 «Об утверждении документации, регламентирующей деятельность центральной психолого- медико-педагогической комиссии» другими нормативно-правовыми актами.
  • Положение служит правовой, организационно-управленческой и методической основой и регламентирует деятельность психолого-медико-педагогического консилиума (далее – ПМПк) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №25 города Крымска муниципального образования Крымский район (далее – образовательная организация), определяет его структуру и порядок управления.
  • ПМПк является одной из форм взаимодействия специалистов образовательной организации, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихс с ограниченными возможностями здоровья и (или) состояниями декомпенсации.
  • ПМПк создается приказом директора образовательной организации при наличии соответствующих специалистов.
  • Общее руководство ПМПк возлагается на заместителя директора образовательной организации по учебно-воспитательной работе.
  • ПМПк в своей деятельности руководствуется уставом образовательной организации, договором между образовательной организацией и родителями (законными представителями) обучающегося, договором между ПМПк и ПМПК.
  • В ПМПк могут входить: заместитель директора образовательной организации по учебно-воспитательной работе (председатель консилиума), учитель или воспитатель, представляющий ребенка на ПМПк, учителя с большим опытом работы, педагог-психолог, врач-педиатр (невропатолог, психиатр), медицинская сестра.
  • ПМПк не имеет статуса юридического лица. Специалисты ПМПк выполняют соответствующую работу в рамках рабочего времени, имеющихся у них функциональных обязанностей, оплаты труда, корректируя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на участке в работе консилиума. Специалистам может быть установлена доплата за увеличение объема работ, размер которой определяется Положением об оплате труда МБОУ СОШ №25.

 

  1. Цель и задачи психолого-медико-педагогического консилиума
  • Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного, психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) состояниями декомпенсации исходя из реальных возможностей образовательной организации и в соответствии со специальными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся.
  • Задачами ПМПк образовательной организации являются:
  • выявление и ранняя (с первых дней пребывания в образовательной организации) диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации;
  • профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
  • выявление резервных возможностей развития;
  • определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи, в рамках имеющихся в образовательной организации возможностей;
  • подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.

 

  1. Основные функции ПМПк
  • Проведение углубленного психолого-медико-педагогического изучения ребенка на протяжении всего периода его обучения в школе.
  • Диагностика и выявление индивидуальных особенностей личности, программирование возможностей ее коррекции. Обеспечение общей и индивидуальной коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса.
  • Предупреждение психофизиологических перегрузок, эмоциональных срывов.
  • Создание климата психологического комфорта для всех участников образовательного процесса.

 

  1. Структура и организация деятельности ПМПк
  • Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательной организации с согласия родителей (законных представителей). Медицинский работник, представляющий интересы ребенка в образовательной организации, при наличии показаний и с согласия родителей (законных представителей) направляет ребенка в детскую поликлинику.
  • Во всех случаях согласие родителей (законных представителей) на обследование, коррекционную работу должно быть получено в письменном виде.
  • Для обследования ребенка на консилиуме должны быть представлены следующие документы:
  • выписка из истории развития ребенка. При необходимости получения дополнительной медицинской информации о ребенке медицинская сестра консилиума направляет запрос соответствующим медицинским специалистам с согласия родителей (законных представителей).
  • педагогическое представление на ребенка, в котором должны быть отражены проблемы, возникающие у педагога при работе с ребенком;
  • свидетельство о рождении;
  • письменные работы по русскому языку, математике, творческие поделки.
  • Заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые и проводятся под руководством председателя консилиума.
  • Периодичность проведения ПМПк определяется реальным запросом образовательной организации на комплексное и всестороннее обсуждение проблем детей с ограниченными возможностями здоровья и /или состояниями декомпенсации; плановые ПМПк проводятся не реже одного раза в квартал.
  • В течение 3 дней с момента поступления запроса на внеплановое диагностическое обследование ребёнка председатель ПМПк согласовывает этот вопрос с родителями (законными представителями) и при отсутствии возражений с их стороны, представленных в письменном виде, организует проведение ПМПк. Внеплановое ПМПк проводится не позже 10 дней с момента согласования вопроса с родителями.
  • Порядок проведения консилиума:
  • Консилиум проводится под руководством председателя консилиума, а в его отсутствие – заместителя председателя консилиума.
  • Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка.
  • По данным обследования каждым специалистом составляется заключение, и разрабатываются рекомендации.
  • На заседании ПМПк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ПМПк. Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка (без указания диагноза) и программу специальной (коррекционной) помощи, обобщающую рекомендации специалистов; подписывается председателем и всеми членами ПМПк.
  • Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПК доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.
  • Протокол ПМПК оформляется секретарем консилиума не позднее чем через 3 дня после его проведения и подписывается председателем, всеми членами ПМПК.
  • Изменение условий получения образования (в рамках возможностей, имеющихся в данной образовательной организации) осуществляется по заключению ПМПк и заявлению родителей (законных представителей).
  • При отсутствии в данной образовательной организации условий, адекватных индивидуальным особенностям ребенка, а также при необходимости углубленной диагностики и /или разрешения конфликтных и спорных вопросов специалисты ПМПк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в районную психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).
  • На период подготовки к ПМПк и последующей реализации рекомендаций ребенку назначается ведущий специалист: учитель и/или классный руководитель, или другой специалист, проводящий коррекционно-развивающее обучение или внеурочную специальную (коррекционную) работу. Ведущий специалист отслеживает динамику развития ребенка и эффективность оказываемой ему помощи и выходит с инициативой повторных обсуждений на ПМПк.
  • При направлении ребенка на районную ПМПК копия коллегиального заключения ПМПк выдается родителям (законным представителям) на руки или направляется по почте, копии заключений специалистов направляются только по почте или сопровождаются представителем ПМПк. В другие учреждения и организации заключения специалистов или коллегиальное заключение ПМПк могут направляться только по официальному запросу.
  • Обследование ребёнка должно осуществляться с учётом требований профессиональной этики.

 

  1. Функциональные обязанности специалистов ПМПк
  • Специалисты ПМПк обязаны хранить профессиональную тайну, в том числе соблюдать конфиденциальность информации, содержащейся в заключении.
  • Председатель ПМПк
  • Организует работу специалистов и коллегиальную работу ПМПк;
  • Координирует деятельность специалистов при обследовании детей;
  • Организует обсуждение результатов обследования и определение форм обучения;
  • Обеспечивает контроль за использованием методик;
  • Несет ответственность за качество работы всех специалистов, входящих в состав ПМПк;
  • Инициирует внедрение новых диагностических технологий;
  • Несет ответственность за качественное оформление документации;
  • Отчитывается о работе консилиума перед директором образовательной организации.
  • Педагог-психолог
  • Проводит индивидуальное обследование детей с целью выявления уровня сформированности психических функций и установления психологической структуры дефекта;
  • Выявляет потенциальные возможности ребенка и зону его ближайшего развития;
  • Протоколирует результаты проведенных обследований.
  • Учитель начальных классов (классный руководитель):
  • Изучает условия жизни и воспитания ребенка в семье, определяет уровень личностного развития ребенка, его психического и физического состояния;
  • Участвует в разработке и реализации программ медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям из семей группы риска социально опасного положения и социального сиротства;
  • Проводит педагогическое изучение детей с учетом реализуемой в ОУ программы и соответствующих ей педагогических технологий;
  • Определяет зону ближайшего развития ребенка;
  • Участвует в работе ПМПк.

 

  1. Документация
  • Приказ об организации консилиума и утверждение состава консилиума на данный учебный год.
  • График плановых консилиумов( не реже 1 раза в четверть).
  • Положение о ПМПк в образовательной организации.
  • Журнал предварительной записи детей на ПМПк.
  • Журнал протоколов консилиума.
  • Диагностические карты на обучающихся, рассматриваемых на заседаниях консилиума.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

Примерное содержание диагностической карты обучающегося.

 

  1. Состояние здоровья учащегося

1.1. Общая оценка состояния здоровья обучающегося (по данным медицинской карты)

1.2. Признаки повышенной нервозности: отсутствуют, повышенная утомляемость, сниженная работоспособность, подавленное настроение, повышенная возбудимость, вспышки гнева, агрессивность по отношению к сверстникам, к учителям, отказ от контактов, общих дел, склонность к разрушительным действиям, садизму.

1.3.Патологичекие влечения:

—курит (не курит, курит эпизодически, систематически)

—употребляет спиртные напитки (не употребляет, употребляет эпизодически, систематически)

—употребляет таксико-нарко-вещества (не употребляет, употреблял однократно, употребляет эпизодически, систематически)

1.4. Состоит на диспансерном учете по поводу ________.

  1. Психологическая атмосфера в семье.

2.1. Данные о родителях (образование, профессия, место работы)

2.2. Другие члены семьи.

2.3. Тип семьи:

  • благополучная – родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания, эмоциональная атмосфера семьи положительная;
  • неблагополучная, в том числе педагогически некомпетентная – родители не владеют культурой воспитания, отсутствуют единые требования, ребенок безнадзорен, жестокое обращение, систематические физические наказания, низкая осведомленность об интересах, поведении ребенка;
  • нравственно- неблагополучная – родители ведут аморальный образ жизни: пьянствуют, тунеядствуют, содержат притон, имеют судимость, воспитанием детей не занимаются;
  • конфликтная семья – в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные конфликты, родители раздражительны, жестоки друг к другу, нетерпимы.

2.4. Характер взаимоотношений родителей с ребенком:

  • семейный диктат, систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства,
  • чрезмерная опека, удовлетворение всех потребностей ребенка,
  • попустительство, уклонение от активного участия в воспитании ребенка, пассивность
  • сотрудничество, взаимное уважение, совместное переживание радости и горя.

2.5. Организация режима труда и отдыха:

  • какие обязанности ребенок выполняет в семье;
  • соблюдается ли режим дня;
  • кто и в какой степени помогает и контролирует выполнение домашних заданий;
  • как организовано общение обучающегося с семьей во время досуга, летнего отдыха, отпуска.

3.Особенности учебной деятельности.

3.1.Успеваемость обучающегося.

3.2. Отношение к учению: положительное, нейтральное, равнодушное, отрицательное

3.3. Интеллектуальные возможности обучающегося: высокие, средние, низкие.

3.4. Мотивы учения: познавательный интерес к предметам, осознание необходимости учиться в школьном возрасте, стремление получить оценку, заслужить одобрение взрослых, стремление избежать наказания, стремление к самоутверждению в группе сверстников.

  1. Положение в классном коллективе, отношение к коллективу.

4.1. Позиция обучающегося в коллективе (лидер, предпочитаемый, принятый, отвергнутый)

4.2. С кем из класса наиболее близок, характер взаимного влияния

4.3. Взаимоотношения с другими одноклассниками: деловые, ровные, дружеские, теплые, конфликтные, ни с кем не общается.

4.4. Манера, стиль общения с окружающими:

  • доминантный стиль (уверен в себе, стремится навязать свое мнение, легко перебивает, но не дает перебить себя, нелегко признает свою неправоту);
  • недоминантный стиль (застенчив, уступчив, легко признает себя неправым, нуждается в поощрении при разговоре);
  • экстраверт (постоянно направлен на общение, легко входит в контакт, любопытен, открыт, полон внимания к окружающим);
  • интроверт (не склонен к контактам, замкнут, предпочитает общению деятельность, в разговоре немногословен).

4.5. Отношение к общественному мнению:

  • активно-положительное (стремление исправить недостатки, учесть замечания)
  • пассивно-положительное (понимает критику, согласен с ней, но недостатки не исправляет)
  • негативное (спорит, не согласен с замечаниями, поведения не меняет)

5.Отношение к общественной деятельности и общественному труду.

5.1. Отношение к поручениям (с готовностью, без видимого интереса, отказывается)

5.2. Выполнение общественных поручений (добросовестное, недобросовестное, по настроению, под нажимом, с инициативой).

5.3. Отношение к трудовым делам класса (принимает активное участие, безразличен, демонстративно отказывается)

5.4. Отношение к физическому труду (всегда добросовестное, работает под нажимом, ленив, трудится недобросовестно, к физическому труду относится свысока, пренебрежительно)

5.5. Отношение к общественному имуществу (относится бережно, по-хозяйски, относится равнодушно, относится демонстративно пренебрежительно, вплоть до порчи имущества)

  1. Направленность интересов

6.1. Проявляет интерес к деятельности (физический труд, умственный труд, техническая деятельность, общественно-политическая деятельность, организаторская деятельность, спортивная, художественная, артистическая)

6.2. В каких кружках, секциях состоит (состоял)

6.3. Культурный кругозор ( посещает ли выставки, бывает ли в музеях, каковы читательские интересы, какую литературу предпочитает, регулярность чтения)

7.Особенности сферы свободного общения обучающегося

7.1. Сколько времени уделяет «уличному» общению, часы вечернего прихода домой

7.2. С кем имеет дружеские связи вне класса, какое влияние они оказывают на обучающегося

7.3. Постоянное или предпочитаемое место «уличного» общения (клуб, двор, подъезд)

7.4. Содержание общения: работа с техникой, авто-мото-техникой, посещение кино, игра на гитаре, прослушивание музыкальных записей, разговоры на разны темы, бесцельное времяпровождение, выпивка, курение, азартные игры.

  1. Самооценка личности.

8.1. Уровень самооценки:

  • адекватная (правильно оценивает свои положительные и отрицательные качества, личные
  • возможности и достижения)
  • завышенная (некритичен по отношению к себе, преувеличивает свои достижения)
  • заниженная (излишне самокритичен, недооценивает свои положительные качества и личные достижения)

8.2. Какими чертами хотел бы обладать, а от каких избавиться.

  1. Особенности поведения.

9.1. Положительные поступки обучающегося, их мотивы. Как часто они совершаются?

9.2. Отрицательные поступки (проступки), их проявление, (эпизодическое, систематическое), их характер (грубость, драка, прогулы, опоздания на урок, нарушения дисциплины в классе, отказ от поручений, невыполнение требований, не работает на уроках)

9.3. Правонарушения обучающегося (воровство, вымогательство, избиение младших и слабых, попытка к насилию, жестокое обращение с животными, проявление садистских наклонностей, грубые нарушения общественного порядка (хулиганство)).

9.4. Отношение к своим поступкам: равнодушен, переживает, оправдывает, осуждает.

9.5. Как относится к педагогическим воздействиям: с ожесточением, равнодушно, понимает, старается выполнить требования.

9.6. Состоит ли на учете в ПДН, КДН?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *