ВШК

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 25 города Крымска муниципального образования Крымский район

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора МБОУ СОШ №25

от 31.08.2015 № 188-од

 

Положение

о внутришкольном контроле в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе №25 города Крымска муниципального образования Крымский район

 

  1. Общие положения
  • Настоящее Положение о внутришкольном контроле в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе №25 города Крымска муниципального образования Крымский район (далее – Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Письмом министерства образования РФ от 10.09.1999 г. № 22-06-874 «Об обеспечении инспекционно – контрольной деятельности», Письмом министерства образования РФ от 7 февраля 2001 г. № 22-06-147 «О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений»; Уставом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №25 города Крымска муниципального образования Крымский район и регламентирует содержание и порядок проведения внутришкольного контроля администрацией в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе №25 города Крымска муниципального образования Крымский район (далее – образовательная организация).
  • Внутришкольный контроль (далее – ВШК) – источник информации для диагностики состояния образовательного процесса, основных результатов деятельности образовательной организации. Под ВШК понимается проведение членами администрации образовательной организации наблюдений, обследований, осуществляемых в порядке руководства и контроля в пределах своей компетенции за соблюдением работниками образовательной организации законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, Краснодарского края, образовательной организации в сфере образования.
  • Основу ВШК составляет взаимодействие администрации и педагогического коллектива на демократической основе, ориентированное на повышение эффективности образовательного процесса, на оказание методической помощи педагогическим работникам.
  • В настоящее Положение педагогическим советом могут вноситься изменения и (или) дополнения.
  • План ВШК на учебный год разрабатывается администрацией образовательной организации: директором, заместителем директора по учебно-воспитательной работе, заместителем директора по воспитательной работе. План ВШК является частью Плана работы школы на учебный год, который утверждается на педагогическом совете № 1 с указанием сроков проверок.

 

  1. Цели внутришкольного контроля
  • Реализация принципов государственной политики в области образования.
  • Соблюдение конституционных прав граждан на образование и социальные гарантии участников образовательного процесса.
  • Оценивание результативности овладения каждым обучающимся государственных образовательных стандартов.
  • Анализ и прогнозирование положительных или отрицательных тенденций развития системы образования в образовательной организации и сопоставление их с действительным состоянием системы образования в районе, крае.
  • Повышение эффективности результатов деятельности коллектива образовательной организации.
  • Совершенствование и стимулирование развития профессионального мастерства педагогических работников.

 

  1. Задачи внутришкольного контроля
  • Осуществление контроля исполнения законодательства в области образования, целевых федеральных, краевых и районных программ развития образования.
  • Анализ реализации приказов, иных локальных актов образовательной организации, принятие мер по их соблюдению.
  • Анализ, диагностика и прогнозирование перспективных, значимых для образовательной организации направлений развития.
  • Анализ и оценка результативности работы коллектива и отдельных педагогических работников.
  • Подготовка экспертных материалов к аттестации педагогических работников.
  • Подготовка к рассмотрению вопроса на педагогическом совете.
  • Выявление и обобщение положительного педагогического опыта.
  • Задачи внутришкольного контроля в рамках реализации ФГОС НОО и ООО:
  • Выявление соответствия существующих (создаваемых) условий реализации основной образовательной программы (ООП) нормативным требованиям ФГОС;
  • Оценка (проверка) уровня достижения планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы конкретной ступени образования;
  • Анализ и экспертная оценка результатов деятельности педагогических работников по реализации ООП для своевременного оказания им методической помощи, в том числе по формированию у обучающихся универсальных учебных действий;
  • Изучение и оценка эффективного опыта работы реализации ФГОС.

 

  1. Направления, виды и методы внутришкольного контроля
  • Директор образовательной организации и (или) заместители директора вправе осуществлять ВШК результатов деятельности работников по следующим направлениям:
  • соблюдение законодательства РФ и государственной политики в сфере образования по обеспечению доступности, качества и эффективности образования;
  • реализация Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;
  • реализация основных общеобразовательных программ общего образования, учебных планов;
  • использование методического и информационного обеспечения в образовательном процессе;
  • соблюдение порядка проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся, текущего контроля успеваемости;
  • использование финансовых и материальных средств в соответствии с нормативами;
  • соблюдение Устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов образовательной организации;
  • работа подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся;
  • осуществление научно-исследовательской деятельности, проведение опытно-экспериментальной работы;
  • другие вопросы в рамках компетенции администрации образовательной организации.
  • При оценке деятельности педагога в ходе ВШК учитывается:
  • выполнение Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в полном объеме (прохождение материала, проведение практических работ, контрольных работ, экскурсий и др.);
  • уровень сформированности УУД;
  • уровень знаний, умений, навыков и развитие обучающихся;
  • уровень сформированности ключевых компетентностей;
  • степень самостоятельности обучающихся;
  • владение обучающимися общеучебными навыками, интеллектуальными умениями;
  • дифференцированный подход к обучающимся в процессе обучения;
  • совместная деятельность учителя и обучающегося;
  • наличие положительного эмоционального микроклимата;
  • умение отбирать содержания учебного материала (подбор дополнительной литературы, информации, иллюстраций и другого материала, направленного на усвоение обучающимися системы знаний);
  • способность к анализу педагогических ситуаций, рефлексии, самостоятельному контролю за результатами педагогической деятельности;
  • умение корректировать свою деятельность;
  • умение обобщать, систематизировать свой опыт.
  • Виды контроля: предварительный, текущий, тематический, итоговый, персональный, фронтальный, классно-обобщающий, комплексный, документальный.
  • Характеристика основных видов ВШК
  • Предварительный контроль предусматривает анализ готовности педагогических работников к выполнению предстоящей работы и оказание им на стадии подготовки необходимой методической помощи. В этом случае предметом анализа могут стать: планы, программы, проекты; поурочные разработки уроков, план-конспекты уроков, рабочие программы по учебным предметам, программы внеурочной деятельности и т.д.
  • Текущий контроль проводится в течение любого отрезка времени образовательного процесса и связан с вопросами реализации основной образовательной программы и ее отдельных составляющих (учебного плана, рабочих программ по учебным предметам, программы духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся, программы коррекционной работы и других).
  • Тематический контроль предполагает анализ конкретного направления деятельности образовательной организации или педагогического работника, прохождения определенной учебной темы. Объектом является изучение условий (организационных, методических, дидактических), обеспечивающих достижение личностных, метапредметных и предметных результатов в рамках конкретной темы.
  • Итоговый контроль связан с изучением промежуточных результатов образовательного процесса (в конце четверти, полугодия, учебного года, после изучения большого раздела программного материала) с учетом планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
  • Персональный контроль предусматривает длительное изучение работы отдельного педагогического работника, в том числе в условиях реализации ФГОС и оказание ему необходимой методической помощи.

В ходе персонального контроля изучается:

  • знание концепций, лежащих в основе стандарта второго поколения, современных достижений психологической и педагогической науки (в том числе в области системно-деятельностного подхода);
  • уровень профессионального мастерства, обусловливающий эффективность формирования УУД, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы;
  • владение формами и методами обучения, инновационными педагогическими и информационно-коммуникационными технологиями, адекватными требованиям ФГОС;
  • результаты образовательной и методической деятельности в рамках реализации основной образовательной программы.
  • Фронтальный контроль – проверка работы каждого отдельного педагога.
  • Классно-обобщающий контроль предусматривает комплексное изучение деятельности конкретного класса (или параллели) и работы с ним педагогического коллектива.

В ходе классно-обобщающего контроля комплексно изучается:

  • уровень сформированности у обучающихся класса (параллели) планируемых результатов освоения основной образовательной программы;
  • качество преподавания в ходе урока и во внеурочной деятельности;
  • качество работы классного руководителя с учетом программ воспитания и развития школьников, здоровьесбережения, коррекционной работы в рамках основной образовательной программы.

Классы для проведения классно-обобщающего контроля определяются по результатам проблемно-ориентированного анализа, с учетом итогов четверти, полугодия или учебного года.

  • Комплексный контроль проводится с целью получения полной информации о состоянии образовательного процесса по конкретному вопросу.
  • Документальный контроль. Изучение учебно-педагогической документации.

К учебно-педагогической документации школы относятся: алфавитная книга записи учащихся, личные дела учащихся, классные журналы, журналы кружков и факультативных занятий, занятий внеурочной деятельностью, журнал учета пропущенных и замещенных уроков и др.

  • Методами контроля являются: изучение школьной документации, административная контрольная работа, наблюдение и анализ учебного занятия, тестирование, интервьюирование и (или) анкетирование участников образовательного процесса, хронометраж и другие.
  • Наряду с традиционными методами внутришкольного контроля в условиях ФГОС применяются такие методы, как:
  • диагностика личностных результатов в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу обучающихся;
  • использование стандартизированных и нестандартизированных методов (устных и письменных, индивидуальных и групповых, само-и взаимооценки);
  • диагностика метапредметных результатов комплексных заданий на основе единого текста;
  • общественная экспертиза, связанная с реализацией идей общественного договора и развитием государственно-общественного управления;
  • социологический опрос с целью изучения степени удовлетворенности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогов качеством организации образовательного процесса, кейс-метод и другие.

 

  1. Порядок организации, осуществления и подведения итогов внутришкольного контроля
  • ВШК может осуществляться в виде плановых или оперативных проверок, мониторинга, проведения административных работ.
  • ВШК в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с утвержденным планом.
  • ВШК в виде оперативных проверок осуществляется в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся и (или) их родителей, организаций, урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.
  • ВШК в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации об образовательной организации и результатах образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования.
  • ВШК в виде административной работы осуществляется с целью проверки успешности обучения в рамках текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
  • Основания для осуществления ВШК:
  • заявление педагогического работника на аттестацию;
  • план ВШК;
  • обращение физических и юридических лиц по вопросу нарушений в сфере образования.
  • С целью выполнения контролирующей функции представитель администрации образовательной организации должен посещать не менее 2 уроков в неделю. Продолжительность комплексного, индивидуального контроля не может быть более 10, тематического – 15 рабочих дней.
  • Посещение уроков, других учебных и внеклассных мероприятий с обучающимися проводится в соответствии с расписанием занятий образовательной организации. Количество посещаемых уроков и занятий в период контроля деятельности одного работника не может превышать 5.
  • При проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения учителя, если в месячном плане указаны сроки контроля. Директор и его заместители посещают уроки педагогов образовательной организации с предварительным предупреждением не позднее чем за 1–2 урока. В случае установления цели контроля о готовности класса и учителя к уроку – без предварительного предупреждения.
  • В необходимых случаях с целью надзора могут быть организованы внеплановые проверки, о чем работники должны быть информированы не позднее 1 дня до начала проверки.
  • Правила осуществления ВШК:
  • ВШК осуществляет директор образовательной организации и (или) заместители по учебно-воспитательной, воспитательной работе, руководители методических объединений, другие специалисты;
  • в качестве экспертов к участию в ВШК могут привлекаться сторонние (компетентные) организации и отдельные специалисты;
  • члены администрации имеют право запрашивать у педагогических работников необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к предмету ВШК.
  • Результаты ВШК оформляются в виде справки. Итоговый материал должен содержать цели ВШК, аналитическую информацию, констатацию фактов, выводы и при необходимости замечания и (или) предложения.
  • При наличии замечаний в справке указывается срок исправления. По истечении срока осуществляется повторная проверка. По результатам проверки оформляется вторая аналитическая справка.
  • Результаты ВШК контроля могут учитываться при проведении аттестации педагогических работников, но не являются основанием для заключения экспертной группы.
  • Результаты ВШК рассматриваются на заседаниях педагогического совета, методических объединений, творческих групп и др.
  • Педагог должен быть ознакомлен с результатами ВШК под роспись. При этом он вправе сделать запись в итоговом материале о несогласии с результатами контроля в целом или по отдельным фактам и выводам и обратиться в конфликтную комиссию образовательной организации.
  • Директор образовательной организации по результатам ВШК принимает следующие решения:
  • об обсуждении итоговых материалов ВШК коллегиальным органом;
  • о проведении повторного контроля;
  • о проведении повторного контроля с привлечением определенных специалистов (экспертов);
  • о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц с изданием приказа;
  • о поощрении работников с изданием приказа;
  • иные решения в пределах своей компетенции.
  • О результатах проверки сведений, изложенных в обращениях обучающихся, их родителей (законных представителей), а также в обращениях и запросах других граждан и организаций, сообщается им в установленном порядке и в установленные сроки.

 

  1. Права и обязанности должностного лица, осуществляющего внутришкольный контроль

Права должностного лица

  • Привлекать к контролю специалистов учебного предмета для проведения качественного анализа деятельности проверяемого педагогического работника.
  • Использовать тексты, анкеты, согласованные со школьным психологом.
  • По итогам проверки вносить предложения о поощрении педагогического работника, о направлении его на курсы повышения квалификации, рекомендовать изучение опыта работы педагога в педагогическом коллективе и пр.
  • Ходатайствовать об изменении сроков проверки по просьбе проверяемого, но не более чем на месяц.
  • Использовать результаты проверки для освещения деятельности учреждения.

Обязанности должностного лица

  • Проявлять тактичное отношение к проверяемому работнику во время проведения контрольных мероприятий.
  • Осуществлять качественную подготовку к проведению проверки педагогического работника.
  • Выдерживать сроки проведения планового ВШК.
  • Соблюдать конфиденциальность при обнаружении недостатков в работе педагогического работника.
  • По итогам проверки доказательно обосновывать выводы и предложения.

Ознакомить с итогами проверки проверяемого педагогического работника до вынесения результатов на общественное обсуждение.

 

  1. Освобождение от внутришкольного контроля
  • Педагогические работники могут быть освобождены от контроля по ходатайству методического объединения, администрации образовательной организации, педагогического совета школы, родительских и других общественных объединений.
  • Конкретные сроки освобождения работника от контроля устанавливаются директором школы.
  • Условиями освобождения педагогического работника от контроля могут быть:
  • присвоение высшей квалификационной категории;
  • наличие звания отличника образования РФ и т.д.
  • наличие призеров предметных региональных и международных олимпиад, конкурсов, выставок, слетов или победителей спортивных соревнований за последние три года;
  • высокие результаты по итогам ЕГЭ за последние два года (средний балл учащихся по предмету выше среднекраевого балла по данному предмету).
  • высокие результаты по итогам внешнего инспектирования и т. д.

 

  1. Документация
  • План ВШК на учебный год.
  • План ВШК на месяц.
  • Приказы о проведении ВШК.
  • Отчет о выполнении ВШК за год.
  • Доклады, сообщения на педагогическом совете, методическом объединении образовательной организации.
  • Итоговые справки, акты по проверке.

Документация хранится в течение трех лет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *